Пользуясь сайтом вы соглашаетесь с использованием cookies и Политикой конфиденциальности
Согласен


Виды стратегических сессий:
Как понять какая нужна для компании?

Практическое руководство для собственников бизнеса от эксперта с опытом 150+ сессий
22 октября 2025 • 10 минут чтения

Еще лет 10 назад стратегическая сессия в бизнесе была в диковинку. Проводили ее только самые продвинутые компании, чаще инициировали владельцы бизнеса, особенно после обучения на МВА.

Сейчас – это нормальная управленческая практика.

Однако проблема заключается в том, что стратегической сессией стали называть всякие разные мероприятия, не имеющие отношения по сути к стратегии компании.

За последние 5 лет, работая HRD в коммерческих компаниях, я побывала на разных форматах стратегических сессий, от классического до какой-то ерунды, почему-то названной страт. сессией. Последний вариант меня лично жестко триггерил, так как я сама много лет провожу стратегические сессии и искренне болею за качество продукта, а также испытываю испанский стыд наблюдая некоторых модераторов.

Давайте разберемся в этом многообразии, и поймем, что такое стратегическая сессия, какие бывают сессии и как выбрать ту, что нужна компании именно сейчас.

3 ключевых критерия для выбора формата сессии

Глубина проработки целей

От точечной корректировки до фундаментальной стратегии

Функциональная направленность

Общекорпоративная или специализированная сессия

Степень участия владельца

От стратегического куратора до операционного исполнителя

Классическая стратегическая сессия: фундаментальный подход

Сначала немного теории, чтобы говорить на одном языке.

В основе классического подхода лежит модель системы сбалансированных показателей (ССП или BSC) Нортона и Каплана.

Это комплексная работа, которая требует серьезных ресурсов, но дает максимальный результат.

Она предусматривает детальный разбор трех основных блоков:


➡️ 1. Аналитический блок


✅ Анализ внешней и внутренней среды

✅ SWOT-анализ

✅ Определение миссии и видения


➡️ 3. Реализационный блок

✅ Дорожная карта со сроками

✅ Распределение ответственности

✅ Меморандум о реализации


➡️ 2. Стратегический блок

✅ Разработка стратегической карты

✅ Постановка целей по 4 перспективам BSC

✅ Определение KPI верхнего уровня

Четыре стратегических зоны системы сбалансированных показателей

Каждая из классических зон отражает соответствующие перспективы компании:

✅ Как оценивают компанию акционеры (финансовая перспектива).

✅ Как оценивают компанию клиенты (клиентская перспектива).

✅ Какие процессы обеспечат компании конкурентные преимущества (перспектива внутренних бизнес-процессов).

✅ Какого качества нужны человеческие ресурсы для достижения стратегических целей (перспектива персонал и развитие).

В одной из компаний, где я проводила именно классический формат, мы готовили аналитику больше месяца и работали полные 4 дня в выездном формате, мне участники высказали благодарность в следующем ключе:

«Наконец-то мы не пожалели времени и сил, чтобы во всем глубоко разобраться. Спасибо, что не гнали нас, давали время думать и обсуждать. Мы теперь уверены в качестве целей, который поставили себе на выбранную перспективу».

Экспресс-сессия: когда время решает

«Давайте сделаем это по-быстрому за один день» — это иллюзия.

Компаниям либо придется возвращаться к доработке стратегии, либо делать «домашнее задание», самостоятельно работать с материалами. И не факт, что времени придется затратить меньше, чем если бы пошли в классический формат.

Такой формат очень хорош для апгрейда целей и корректировки страт. карты на следующий период. Для первичной разработки стратегии однодневная сессия не очень подходит (ну если вы не микробизнес или стартап, там гуд)

Тем не менее, однодневный формат максимально востребован рынком.

Суммируем какие он имеет ограничения и плюсы:

Что МОЖНО сделать за 1 день:

Апгрейд существующих целей


Определение 3-5 ключевых приоритетов


Назначение кураторов проектов


Командообразующий эффект

Чего НЕ СТОИТ ожидать:

✋ Проработки KPI и системы показателей


✋ Глубокой работы с миссией


✋ Готовой дорожной карты


✋ Фундаментальных изменений

Классическая стратегическая сессия: когда выбирать?

Классическая сессия — это подготовка минимум месяц, далее 3-4 и более дней в очной работе участников с модератором, полный письменный отчет по итогам с полученными на сессии продуктами.

Методично, дорого, глубоко, качественно.

Требует высокого уровня подготовки аналитики и уровня подготовки модератора.

Оптимальна для компаний, готовых к фундаментальным преобразованиям, с ресурсами на глубокую аналитику и реализацию

«Недавно владелец компании, где я работала HRD, «купился» на однодневную сессию. Модератор- авторитет из известного образовательного центра.

Что сделали:

1. Владелец обозначил ожидания по цифре выручки и % EBDTA (все кивнули).
2. Из простого упражнения в формате – что надо делать\что надо НЕ делать «достали» 5 стратегических целей (из которых 3 на мой взгляд были просто операционными задачами😊). На вопрос- что делать с тем, что не попало в эти 5 целей, но очень важно для компании – гуру затруднился ответить.
3.Раздали цели руководителям, те написали, как будут их достигать пошагово, без цифр.
4. Новые ТОПы познакомились с командой в деле. Это плюс.

Обратная связь от руководителей - «мало времени, надо еще хотя бы день чтобы доделать».

А еще меня «порадовало» предложение модератора проводить совещания по стратегии каждую неделю. Стоп, а работать когда?

Сравнительная таблица форматов


Критерий

Классическая

Экспресс-формат

Срок подготовки

1+ месяц

1-2 недели

Длительность

3-4 дня

1 день

Результат

Полная стратегия с KPI и дорожной картой

Приоритеты и ориентиры

Бюджет

Высокий

Средний

Для кого

Компании с амбициозными целями

Быстрый апгрейд и стартапы



«Сегодня мы разобрали первый из трех основных критериев - глубину проработки.

В следующей статье я расскажу о функциональных уровнях и участии собственников в стратегической сессии

Оксана Юрьевна Рудакова
бизнес-консультант, трекер,
ментор, модератор стратегических
и командных сессий.



Обсудить проект : тел: +7 9036633663,

tg: @ oxarud, e-mail : oxarud@mail.ru

Не уверены какой формат будет оптимален для Вас?
Обсудим Вашу ситуацию и наметим первый шаг уже на бесплатной 30-минутной консультации.
Обсудить оптимальный формат сессии
Подробнее о критериях выбора
Вам будет интересно: